Где можно применять майндмэппинг и майнд-карты?

Майндмэппинг и майнд-менеджмент – руководство к применению. Часть 2.

Продолжаем разговор о майнд-картах

В предыдущей статье мы познакомились с понятием майндмэппинг, а также рассмотрели основные принципы работы карт мыслей с точки зрения физиологических особенностей мышления человека.

В этой части блока предлагаю на время забыть о физиологии и сосредоточиться на «предельной» полезности майнд-карт в нашей с вами жизни. Давайте рассмотрим, в каких сферах жизни можно применять майндмэппинг на практике и для чего это делать.

Сферы применения майнд-карт

Майндмэппинг позволяет раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал по максимуму в любом виде деятельности. И, честно говоря, ограничения по сферам применения карты мыслей я не обнаружил. Но, существуют некоторые области применения, в которых майнд-карты становятся невероятно эффективным инструментом.

Например:

  1. Запоминание информации

  2. Обучение

  3. Презентации

  4. Планирование

  5. Мозговой штурм

  6. Принятие решений.

Рассмотрим каждую область подробней.

1. Майндмэппинг в запоминании информации и обучении.

Первоначально, майнд-карта и была создана Бьюзеном для того, чтобы четко запоминать получаемую информацию и сделать процесс обучения наиболее увлекательным и эффективным.

В этом контексте майндмэппинг можно использовать для решения следующих задач.

 

- конспектирование

2-3 майнд-карты с 90% точностью восстановят информацию в голове о прочитанных 200-300 страниц текста

Пример майнд-карты: конспект книги «Сначала скажи нет» Джима Кэмпа (ссылка появиться позже)

 

майндмэппинг

 

Все наглядно. Подробно не останавливаюсь.

 

- написание статей, дипломов, книг

Раньше, когда я садился писать рассказ или статью, у меня часто возникала следующая ситуация: я, охваченный идеей, садился за компьютер, открывал ворд и… смотрел на мигающий курсор, не зная, с чего начинать. Полагаю, такие ситуации многим знакомы и по «творческим застоям»?

 

Решение: сделать подробный план в карте мыслей, а после просто нарастить скелет на ваши идеи

 

Пример майнд-карты:

 

майнд-карты

- анализ

Тут майндмэппинг используется, чтобы лучше понять ход мысли автора и увеличить собственную  сообразительность. Ну, и конечно, для всестороннего анализа и разложения по полочкам.

- запоминание

Майндмэппинг используем по назначению: запоминание любой возможной информации. Согласитесь, 100 ключевиков (ключевых слов) запомнить гораздо проще, чем 100 страниц текста.

 

Пользуемся рекомендациями Тони Бьюзена:

После 60 минут продуктивного обучения, наиболее оптимальным временем для повторения материала (и значит его продуктивного запоминания), используя карты мыслей, будут следующие интервалы:

 

  • Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
  • Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
  • Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут

 

Примечание: повторение по этой схеме подразумевает, что сперва Вы воспроизводите карту в уме, и только потом сравниваете ее с оригиналом.

 

2. Майндмэппинг в презентациях

Как использовать здесь майндмэппинг, рассмотрим на примере… майнд-карты :)

 

карты ума

 

- в сборе и анализе материала

Аналогично с «анализом» в ветке обучения.

- в подготовке плана выступления

Планы по интеллект-картам наиболее удобны:

  1. Во-первых, такой план легко можно расширять и уменьшать, просто добавляя нужные веточки или убирая их.
  2. Во-вторых, оратора практически невозможно сбить с нужного места, т.к. оно легко припоминается – стоит лишь взглянуть на майнд-карту
  3. В третьих, удержать в голове общую картину выступления намного легче
  4. В четвертых, простота запоминания и воспроизведения информации

- наглядный материал (слайды, плакаты)

Использование майнд-карт в качестве наглядного материала рекомендуют по следующим причинам:

  1. Во-первых, карта приковывают внимание слушателей
  2. Во-вторых, если слушатели отвлекутся, они легко смогут восстановить пропущенную информацию
  3. В третьих, логика мысли доносится наглядно, а значит, возрастает скорость усвоения информации
  4. В четвертых,  позволяют держать в голове общую картину выступления

- раздаточный материал

Вместо текста раздаем майнд-карты. Тексты люди не читают, но схемами заинтересовываются :)

3. Майндмэппинг в планировании

Майнд-карты — отличное средство для планирования собственной жизни, собственных проектов и идей, собственного времени. Майнд-карта позволяет увидеть всю картину целиком, неплохо разгрузить мозг, задействовать и направить весь наш потенциал на решение поставленной задачи.

Сейчас я не останавливаюсь на этой ветке, т.к. с ней мы познакомимся более подробно на тренинге (после прохождения мастер-группы, она будет выложена в свободном доступе)

4. Майндмэппинг в мозговом штурме

Рисование майнд-карт незаменимо в поисках грандиозных идей. Если же к этому процессу подключить несколько умов, работающих в одном направлении одновременно, то можно добиться потрясающих результатов.

Правильное проведение мозгового штурма при помощи майнд-карт проходит в несколько шагов, которые основаны на классических правилах майндмэппинга, но имеют собственные отличия:

 

ментальные карты

 

шаг 1. Определение темы

Обязательна четкая формулировка целей и задач. Соответственно – четкая формулировка темы. Это поставит нужные рамки, в пределах которых и будут двигаться участники проекта.

шаг 2. Мозговая атака

Тут есть два варианта. Либо собраться всем месте и записывать поступающие идеи по очереди в общий список. Либо каждому участнику уединиться и составить свое видение решения поставленной задачи, а уже после этого внести все на майнд-карту.

В обоих случаях сначала все делается на черновиках, а уже потом оформляется в единый чистовой вариант карты мыслей (в шаге 3).

шаг 3. Коллективная майнд-карта штурма

Собрав все данные (из шага 2) на черновиках, переносим их на одну общую чистовую карту. Она будет отражать результаты мозговой активности всех участников.

 

Примечание:

здесь важно учитывать все идеи, которые поступили (мозговой «мусор» и «гнилые» идеи – в том числе; заведите линию «безумные идеи», если хотите, НО обязательно отразите все на карте)

 

Также, в этом шаге согласовываются цвета, символы и ключи, которые будут связывать идеи в карте.

шаг 4. Инкубация

После того, как коллективная майнд-карта составлена – отправляемся на отдых. При этом помним, что во время отдыха, наше бессознательное все равно ищет решение поставленных задач (более подробно об этом сказано в моей статье «как развить креативность мышления»). Так что свежие идеи – гарантированы.

шаг 5. Редакция

На этом шаге мы уже должны иметь примерный набор: своя карта, карты других участников, коллективную майнд-карту (объединенные индивидуальные карты мыслей), новые идеи, пришедшие на время инкубации.

А теперь берем весь материал и повторяем шаги 2 и 3. Собираем всю информацию по теме в новую коллективную майнд-карту.

шаг 6. Мозговой штурм и принятие решения

Финальная часть. Принимаем решение на основе полученных данных карты мыслей. При этом анализ происходит легко и быстро, все идеи сохранены (и даже обзавелись продолжениями), а их общая эффективность дарит чувство выполненного долга всем членам команды

Двигаемся дальше.

5. Майндмэппинг в принятии решений.

Использование карт мыслей в принятии решений позволяет более четко и взвешенно определить все «за» и «против», относительно вариантов, чем при любых других способах. Также, присутствие цветов и образов подключают интуицию к принятию решения.

Как делать сложный выбор при помощи майнд-карт:

Во-первых, в большинстве случаев, сам процесс составления карты приведет вас к требуемому решению

Во-вторых, используя технику «числового веса», мы наглядно видим полезность того или иного варианта путем нехитрых математических расчетов

 

Примечание:

Примечание: числовой вес. Каждому параметру присваиваете вес в баллах (от 1 до 100, в зависимости от значимости параметра). При этом, ставим знаки: знак «+» — если параметр в пользу выбора и знак «-» — если не в пользу. В подведении итога подсчитываем сумму баллов в каждом варианте

Например:

Вариант 1 = +20 – 30 + 10 + 10 = + 10

Вариант 2 =  -80 + 20 + 50 + 10 = 0

Выбор за первым вариантом.

 

В третьих, у кого проблемы с выбором – подключаем подкорку. Это уже из раздела психотехник и иррациональной психологии, но уверен, многим окажется полезным.

 

Алгоритм следующий:

  1. Внимательно изучили карту мыслей
  2. Закрываем глаза
  3. Расслабляемся
  4. Мысленно кладем на одну руку первый вариант, на вторую – другой
  5. Сравниваем. Выбор бессознательного там – где рука тяжелее.

 

Если вы не можете сделать свой выбор, используйте прием инкубации (из мозгового штурма).

Пример майнд-карты:

 

карты мыслей

 

Итак…

В этой части майндмэппинга мы рассмотрели области применения майнд-карт, и вы наглядно смогли убедиться в их действенности. Но, как я говорил вначале, сферы их использования – ничем не ограничены. Майнд-картам находят применение практически во всех сферах нашей жизни.

Потому как майндмэппинг заставляет ваш мозг работать в нужном направлении. И ориентирует на поиск идей.

Все ограничивается лишь вашей фантазией.

 

Стоит отметить, что процесс создания майнд-карт тренирует мышление, креативность, да и просто увлекателен по своей природе. Поэтому, в какой области вы бы не применяли майндмэппинг – карты мыслей не только позволят решить поставленную задачу, но и смогут неплохо потренировать ваш мозг в процессе ее создания.

Например, я раньше использовал майндмэппинг только в развитии своих идей. Теперь же я использую его во многих сферах своей жизни. Это очень удобная штука!

Кстати говоря, курс Форсированное Саморазвитие в том виде, в котором я планирую запустить его на сайте, появился именно благодаря майндмэппингу :).

В следующей части мы научимся (если вы уже не научились, глядя на рисунки) создавать собственные майнд-карты и возьмем на вооружение личной жизни — алгоритмы тайм-менеджмента.

 

 

С Уважением, Вадим Берлин


Вы можете следить за ответами к этой записи с помощью RSS 2.0 Вы можете оставить комментарий, или trackback (обратную ссылку).
Комментарии:
Новый Комментарий

6 Комментариев



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>