Зеркальные нейроны

Зеркальные нейроны

В статье «как развить креативное мышление», я дал рекомендации по развитию креативности в любых  сферах деятельности, основываясь на общей полезности метода. Сейчас я возвращаюсь к этой теме для того, чтобы рассмотреть процесс «создание нового» изнутри, а также объяснить, почему утверждение «не нужно имитировать, нужно всегда быть оригинальным» — неверно.

И начнем мы с того, что познакомимся с таким феноменом, как зеркальные нейроны

Зеркальные нейроны и имитация

В основе процесса нашего мышления лежат специальные клетки головного мозга – зеркальные нейроны. Они отвечают за очень сложную когнитивную процедуру – имитацию, и активируются тогда, когда вы выполняете какое-либо действие сами, но и тогда, когда вы слышите или видите, как это действие выполняется другими.

 

зеркальные нейроны

 

Представьте, как кто-то берет со стола мобильный телефон. Мы можем воспринять эту информацию двумя способами. В первом случае — мы можем описать происходящее с помощью нашего интеллекта: у нас есть стол, телефон и рука, которая «хватательным движением» хватает телефон со стола. На основе этих данных мы получаем вывод — человек берет телефон со стола. Во втором случае все действие воспринимается целиком нашей моторной системой мгновенно. Картинка «отражается» нейронами  моторной коры, заставляя человека полностью «прочувствовать» наблюдаемую операцию на себе, будто бы он  выполнил ее лично.  Этот способ восприятия делают возможным именно зеркальные нейроны, и именно он является первоначальным, основным способом, каким мы воспринимаем любое действие — восприятие посредством ощущений, а не размышлений.

Т.е. зеркальные нейроны необходимы для ПОНИМАНИЯ человеческих действий.

В свою очередь, имитация лежит  в основе большинства социальных функций.

 

«Если я могу сделать то же, что и ты, то я могу и почувствовать то же самое»

 

Именно на этом построено наше восприятие эмоций окружающих людей. Когда мы идем в кино и смотрим грустный фильм, наши зеркальные нейроны «заставляют» нас сопереживать героям. Если он испытывает эмоциональную боль, больно станет и нам. Еще острее подобные ощущения проявляются в личном общении, особенно с теми, кого мы любим.

 

Примечание:

кино я упомянул не случайно. Кто читал статью «психологические манипуляции», мог заметить одно, весьма примечательное явление. Именно! Зеркальные нейроны –  весьма точно объясняют эффективные механизмы общения практической психологии.

 

Зеркальные нейроны и креативность

Шагаем дальше. Из интервью с Джакомо Риззолатти, ученым, сделавшим открытие зеркальных нейронов :

 

«Зеркальные нейроны — это система, которая резонирует, когда вы видите, как кто-то делает то, что умеете вы. На этом построены все процессы имитации, копирования и, как следствие, обучения. Вы смотрите, как человек выполняет определенное действие, и пытаетесь его повторить. Это основа всей нашей культуры. Почему у людей есть культура, а у обезьян нет? Потому что обезьяны не умеют имитировать. Когда вы идете в школу, вы повторяете то, что делает преподаватель. То же самое происходит в университете. Так передаются знания и опыт. Часто можно слышать, что имитировать не нужно, нужно быть оригинальным. Это глупость. Какой-то оригинальности можно достичь лишь на основе общего культурного фундамента. Все самобытные художники, прежде чем создать что-то свое, у кого-то учились. Если вы посмотрите на ранние картины Пикассо, то увидите, что они достаточно традиционны. А потом, если вы что-то придумаете, это будет так же скопировано другими и, таким образом, станет частью общей человеческой культуры»

 

Отсюда и вытекает абсолютная важность нашего обучения.

Человеческое мышление невозможно без начальных знаний. Для креативного мышления требуется также, чтобы эти знания были из различных областей.

Если ваши знания не отличаются глубиной, вы знаете мало или ваши знания сосредоточены на одной области, то шансы на рождение креативной идеи существенно падают из-за низкого количества используемого материала.

 

зеркальные нейроны 1

 

Поэтому запомните:

Мысли не приходят из ниоткуда. Они – результат деятельности ваших лобных долей, и основой для их возникновения служат ЗНАНИЯ.

Мозг же устроен таким образом, чтобы соотносить все полученные знания в поиске нестандартных решений.

И чем больше знаний, чем глубже и шире специализация — тем креативней будут решения.

Успехов!

 

С Уважением, Вадим Берлин.

 

Для того, чтобы более подробно узнать о о том как, развивать креативность, рекомендую прочитать статью «Как развить креативное мышление» 

Вы можете следить за ответами к этой записи с помощью RSS 2.0 Вы можете оставить комментарий, или trackback (обратную ссылку).
Комментарии:
Новый Комментарий

16 Комментариев

  • В нашем быстром мире очень важно креативное мышление.

  • Наша жизнь почти сплошная имитация кого-либо. Стереотипны мы и мало креативны. Да и окружающие больше любят когда все по стандарту, а белых ворон отодвигают. Но развитие все же в креативности

  • Ева :

    зеркальные нейроны — сила!никогда об этом раньше не задумывалась, поэтому статья стала для меня позновательной.

  • Ольга :

    Интересно, насколько тщательно и детально устроен человеческий мозг. Да и тело. Люди — это вобще само по себе что-то удивительное.

  • Иногда не хватает именно креативности мышления для получения хороших результатов.

  • Моё мнение, креативность зависит не только от глубины познания в различных областях, как можно прочесть из статьи, а от способности менять и комбинировать различные варианты идей. От глубины познания может зависеть лишь качество самой идеи, но никак их количество. А потом , креативность тем и ценна, нестандартностью своего решения. По моему, самые креативные существа на этом свете, так это дети. Их , мы уж никак не можем обвинить в недостаточной глубине познания в отдельных областях науки. Но, это моя субъективная точка зрения. И почему то, чем человек старше, тем труднее ему креативить:)))

    • Andry :

      На мой взгляд, вы либо не совсем точно изложили свой ответ, либо не совсем правы. Так как я считаю, что чем глубже у человека познания в различных сферах, и чем больше у него этих самых сфер, тем больше у него идей может возникнуть. А саму глубину познания можно поделить на множество частей из которых и состоят креативные идеи. Но вы правы в точно в одном, нужно уметь их комбинировать. Но мне кажется, что увеличивая объем знаний, и практикуясь в креативном мышлении, как описано в другой статье Вадима, мозг сам начинает думать в нужном направлении.

    • - Спасибо за Ваше мнение, Сергей.
      - В статье рассматривается о взаимосвязи креативности, мышления и имитации. А также, почему без одного — не будет другого. Более подробно, от чего зависит креативность, можно узнать из статьи http://free-psycho.ru/kak-razvit-kreativnoe-my-shlenie/ — на которую была ссылка в тескте.
      - Количество идей прямо пропорционально знаниям. Если у человека нет новых знаний — мыслительный процесс постепенно увядает (а не остается на уровне, как многие полагают), Т.к. мозг комбинирует все возможные знания для получения решений, при их отсутствии их количество решений падает. Начинается «информационное голодание» или «застой». Поэтому, чем больше знаний, чем больше нейронных соединений — тем лучше. Это — результат процесса познания.
      - Однако, Вы правы. Способность мыслить никто не отменял -). Нужно тренировать этот навык. Ибо людей-справочников, которые не могут использовать свои знания на практике я, также, повидал много.
      - Дети креативны, потому как скорость возникновения новых клеток и связей в их мозге сумасшедшая! Они не только успевают получать информацию из вне, но и успевают комбинировать эту информацию со всеми доступными знаниями, образами и ощущениями. Полученный коктейл образует новые соедениения, а он в свою очередь, дает рождению новым. И т.д.
      - Креативить с возрастом труднее, потому как связи в мозге разрушаются быстрее, чем создаются. Отсюда — плохая память, заторможенность мышления, падение обучаемости (а кретивность — мышление) В этом случае все также объясняется физиологией.
      - Людям в возрасте, я могу посоветовать три вещи:
      1) Не переставать обучаться! Постоянно тренировать свой мозг и мотивировать возникновение новых связей.
      2) Перед сном вспоминать весь свой прошедший день в правильной последовательности и до мелочей. Это уменьшает скорость разрушения и тренирует внимание.
      3) Не забывать про сон и отдых. Особенно если целеустремленно обучались чему-то весь день, очень важно отдыхать. Во сне мозг также «усваивает» прошлый день.
      - Проверил на своих родителях. Пользуйтесь.
      - Успехов

  • Pingback: Вадим Берлин

  • Pingback: Вадим Берлин

  • Pingback: Вадим Берлин

  • алексей соколов :

    Вадим прочел статью вот до этого места с интересом:Почему у людей есть культура, а у обезьян нет? Потому что обезьяны не умеют имитировать.ААА—Уж кто кто ,а приматы на первом месте в этом деле.
    ДА и культуры у приматов скорее больше ,чем у большинства людей которые от страха готовы убить ближнего,что случается в природе крайне редко,волк волка прикусит за шею и на этом выяснение с легким визгом и поджатым хвостом законченно и ни какой КОМБИНАТОРИКИ все ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС…
    у имитации одна проблема очень сложно потом разобрать где твои мысли и где чужие.Еще кажется Гете под каким то из своих величайших трудов написал следующие слова»все что ниже написано мной ,то неправда»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>